Будущее услуги по перевозке сборных грузов
Анализируя рынок сборных грузов в России, мы, так или иначе, заходим в тупик, потому как участники этого рынка не спешат делиться информацией, опасаясь, что разглашение может стать мощным оружием против них самих в конкурентной войне. Так что, конкретные цифры, становятся всего лишь плодом аналитических измышлений экспертов на этот счет. Кстати, именно эксперты сходятся в едином мнении – бурный рост сегмента не предвидится.
В начале года некая консалтинговая компания под названием Strategy Partners Group осуществила сравнительный анализ данных, применив показатели других стран, в которых статистика по сборным грузам ведется. Так, были использованы сведения по США и Польше. Учитывая тот факт, что российский рынок логистики составил 260 миллиардов рублей, или 12,7% от всего объема рынка транспортно-логистических услуг, сфера перевозки сборных грузов была оценена специалистами Strategy Partners Group в 72 миллиарда рублей.
Сразу отметим, что есть и иные, не столь оптимистичные оценки прибыли в сегменте сборных перевозок. Так, в частности, Виктор Борцов оценивает этот сегмент не более чем в 58-60 миллиардов. Самое интересное, что данное мнение разделяет и множество компаний, занятых непосредственно в секторе доставки сборных грузов.
Если говорить о самых крупных представителях данного направления в бизнесе, то лидером здесь выступает компания «Желдорэкспедиция», доля доходов которой составляет целых 15% от общих показателей, озвученных выше. После лидера следуют компании «Деловые Линии» и ПЭК.
В настоящее время на рынке транспортировки сборных грузов обозначилась следующая ситуация: крупные компании не желают обмениваться информацией с коллегами. Одновременно с этим, мы четко видим, что дальнейшее развитие отрасли невозможно без продуктивного диалога.
В марте месяце портал Infranews предпринял попытку к преодолению данного препятствия и организовал первую официальную встречу профессиональных логистов, а также управляющих транспортных компаний. Как спикеры, на встрече выступали представители компаний: РЖДЛ, Деловые линии, Светлана-К, Strategy Partners Group. Среди гостей встречи были представители «Сбербанк Лизинг», «Байкал», Eximp Logistic и STS Asia.
Положительным итогом конференции стал тот факт, что ее участники все-таки смогли обменяться мнениями, а также подтвердить/опровергнуть оценки иных представителей отрасли. Участники конференции согласились, что главной тенденцией рынка выступает малый рост грузопотока. Из-за кризиса компаниям приходится рассматривать альтернативные способы перевозок, как то перевозка автотранспортом. Возможно, это не самый удобный, но наиболее приемлемый вариант замены авиадоставке. Что касается консолидации рынка, мнения разошлись. В сфере сборных грузов не нашлось ни одной компании, которая я бы могла занять позицию монополиста на рынке.
По мнению экспертов, рост в сегменте сборных грузов продолжится, достигнув к 2020 году отметки в 80 миллиардов рублей, или же 100 миллиардов по более оптимистичным прогнозам. Отдельно усилятся позиции курьерских компаний.
Как известно, львиная доля рынка приходится на товары народного потребления. В 2000-е годы наметился значительный рост потребительской активности населения, и это в итоге сказалось на повышении объемов грузоперевозок. В настоящей экономической ситуации уповать на высокий спрос не стоит. Наиболее перспективной в данном направлении выглядит область так называемой электронной коммерции, впрочем, сильного влияния на рынок она вряд ли окажет.