Перевозка светлых и темных нефтепродуктов
Перевозка нефтепродуктов является особым направлением в сфере грузоперевозок, так как перевозимый груз имеет высокий уровень токсичности, и взрывоопасности.
Нефтепродукты подразделяются на два типа - светлые и темные. В категорию светлых нефтепродуктов попадают: автомобильный бензин, моторные масла, растворители нефти, авиационный керосин. Темные нефтепродукты – это мазут, битум, гудрон, вакуумные газойли, смола пиролиза и другие вещества. Перевозка темных продуктов отличается от перевозки светлых нефтепродуктов, тем, что транспорт в этом случае оснащается оборудованием, поддерживающим специальный температурный режим в цистерне.
Перевозка светлых нефтепродуктов менее прихотлива. Для осуществления этой задачи используется:
- автомобильный транспорт;
- морские танкеры;
- железнодорожные составы;
- авиационный транспорт (в особых случаях).
Подчеркнем, что в основном транспортировка светлых и темных нефтепродуктов осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом, в виду наибольшей рациональности таких способов доставки. Впрочем, здесь есть свои нюансы.
В частности, перевозка светлых нефтепродуктов подразумевает использование различных типов цистерн и технологий. К примеру, нефрасы, перевозятся в алюминиевых и пластиковых цистернах (доставка большими партиями). Если речь идет о доставки мелкой партии нефрасов, используют стеклянную или пластиковую тару.
Особое внимание перед отправкой транспорта, перевозящего нефтепродукты, уделяется его опознавательному оформлению: цвет, маркеры, обозначения, указывающие класс опасности и т.д. Загрузку и разгрузку нефтепродуктов выполняют на открытом пространстве, благодаря чему в воздухе не накапливается опасная для человека концентрация ядовитых паров. При этом рабочие, выполняющие операции по перегрузке нефтепродуктов используют средства для защиты органов дыхания.
Транспортировка светлых и темных нефтепродуктов железнодорожным транспортом выполняется в специальных вагонах-цистернах, которые делают только из высококачественной листовой стали, имеющей толщины не менее 8 миллиметров. Внутренняя часть таких цистерн должна отвечать требованиям маслобензостойкости, искростойкости. Цистерны защищены от накопления на своей поверхности статического заряда. Грузоподъёмность железнодорожных цистерн, предназначенных для перевозки нефтепродуктов, варьируется в пределах от 50 до 120 тонн. На каждой цистерне имеются смотровые площадки, обеспечивающие контроль безопасности на протяжении всего пути следования. Заливка груза происходит сверху, а слив снизу. Такая технология значительно упрощает погрузочно-разгрузочные работы.
К особенностям перевозки темных и светлых нефтепродуктов железнодорожным транспортом следует отнести особые меры безопасности, подготовку перед отправкой груза. Перед заливкой нефтепродуктов тара осматривается и очищается от грязи при помощи горячей воды, тщательно просушивается. Каждая цистерна получает свой сопроводительный документ, в котором указываются исходные данные продукта, его тип, объем и т.д.
Типы железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов
Восьмиосная цистерна 15-871
Грузоподъемность 120 тонн
Масса тары вагона 48,8 тонн
Объём кузова 140 куб. м
Цистерна для нефтепродуктов.
Восьмиосная цистерна 15-880
Грузоподъемность 125 тонн
Масса тары вагона 51 тонна
Объём кузова 159 куб. м
Цистерна для нефти.
Четырехосная цистерна 15-869
Грузоподъемность 62 тонны
Масса тары вагона 23,5 тонны
Объём кузова 88,6 куб. м
Цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов.
Четырехосная цистерна 15-1427
Грузоподъемность 60 тонн
Масса тары вагона 23,4 тонны
Объём кузова 73,1 куб. м
Цистерна для бензина с переходной площадкой.
Четырехосная цистерна 15-1566
Грузоподъемность 63,5 тонны
Масса тары вагона 24,23 тонны
Объём кузова 70 куб. м
Цистерна для вязких нефтепродуктов.
Типы автомобильных цистерн для перевозки нефтепродуктов