Создание таможенного союза - плюсы и минусы для таможенного оформления
Таможенный союз – это договоренность нескольких государств о свободной торговле без таможенных пошлин. Странами, вступившими в такую договоренность, создаются органы, контролирующие проведение международных перевозок грузов. Между странами – участницами таможенного союза устанавливаются единые таможенные тарифы по перевозкам грузов для других стран, не входящих в ТС, убираются внутренние таможенные границы, проводится унификация методов сбора внешнеторговой статистики. Такие союзы созданы между ЕС и Турцией; между Ираком, Египтом, Йеменом, Иорданией, Ливией, Сирией и Мавританией (Арабский общий рынок); объявлено создание таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией, который вступает в силу 6 июля 2010 года.
Таможенный союз предполагает упрощенную систему контроля таможенного оформления грузов, международных перевозок грузов, таможенной очистки. Также ТС регулирует перемещение товаров через границу, их хранение, декларирование, таможенные платежи. Много внимания уделяется информационному взаимодействию таможенных служб стран – участниц ТС для того, чтобы контролировать таможенный транзит, подтверждать фактический вывоз товаров через границы стран – участниц в третьи страны. Вести учет временно ввозимых транспортных средств, проводить таможенный контроль товаров, изготовленных третьими странами на территории стран – участниц таможенного союза.
В пределах стран – участниц, благодаря отмене таможенных пошлин и упрощенной схеме контроля в таможенном оформлении грузов, увеличатся объемы международных перевозок грузов. Это обуславливает развитие внутреннего рынка и увеличение объемов собственного производства стран таможенного союза. Создание таможенного союза усложняет ввоз грузов других стран, следовательно, дешевеют многие виды товаров внутри союза, так как производители стран – участниц начинают конкурировать между собой. Увеличение спроса на собственные товары повысит производительность и, тем самым, увеличит поступления средств в бюджет стран таможенного союза.
Международная перевозка грузов регулируется таможенным кодексом, где есть разъяснение процедуры таможенного оформления грузов и таможенной очистки. Также таможенная служба проводит разъяснительные работы касательно работы таможенного союза. Кроме общепринятых методов появились нововведения: «горячая линия», интернет – семинары, электронные обращения по интернету. Разделы таможенного кодекса уточняют, какие виды товаров, в каком случае и как оформляются, в каких случаях взимаются таможенные пошлины и налоги. По прибытии груза на таможню ТС, перевозчик груза или уполномоченное им лицо, предъявляет необходимый пакет документов: на транспортное средство, сопроводительные документы, документы на товар. Сейчас эту информацию можно предоставить и в электронном виде. Для авиа и железнодорожных грузоперевозок в кодексе также указывается определенный перечень документов.
В связи с увеличением объемов производства - увеличиваются объемы грузоперевозок, а цены на них снижаются, так как таможенное оформление грузов происходит по упрощенной схеме и сниженным тарифам. Правда, Кэтрин Эштон, глава аппарата внешней политики ЕС, считает, что таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана будет только мешать международной торговле. Затруднится из Белоруссии реэкспорт дешевой нефти и ввоз подержанных авто из Европы.